I. Аналитическая часть.
1.1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38»
(далее – ДОУ) создано муниципальным образованием ГО Дегтярск для выполнения работ,
оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской
Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
ДОУ является по типу – дошкольное образовательное учреждение;
по виду – детский сад;
категория – третья;
организационно-правовая форма ДОУ – учреждение.
ДОУ расположено в жилом квартале. Рядом находится ДК, библиотека, две школы, лесная зона,
условия которых используются педагогами ДОУ для решения разнообразных задач развития
воспитанников.
Место нахождения:
Юридический адрес - 623271, г.Дегтярск, Свердловская обл., ул. Калинина 16
Фактический адрес - 623271, г.Дегтярск, Свердловская обл., ул. Калинина 16.
телефон: 8(343) 97 3 – 75 – 00; 3-75-01
электронный адрес: degsad38@mail.ru
1.2. Детский сад построен в 1962 году. Дошкольное учреждение работает по 10 часовому режиму
при 5-ти дневной рабочей неделе с 7.30 до 17.30 часов ежедневно с 3-х разовым питанием. В
МБДОУ «Детский сад № 38» функционируют 4 группы:
Группа раннего возраста – дети с 1,5 лет до 3лет;
Младшая группа – дети с 3 лет до 4 лет;
Средне-старшая группа – дети с 5 лет до 6 лет;
Подготовительная к школе группа – с 6 лет до 7 лет.
Основное комплектование дошкольного учреждения происходит за счёт детей из семей,
проживающих в близлежащих районах. Количество дошкольников: 69 человек.
В МБДОУ имеется медицинский кабинет, физкультурно-музыкальный зал, кабинет заведующей,
методический кабинет, кабинет завхоза.
Территория детского сада озеленена, имеются травяные газоны, спортивная площадка. У каждой
возрастной группы свой оборудованный участок.
1.3. Учредителем ДОУ является Управление образования ГО Дегтярск
Место нахождения Учредителя: 623271, г. Дегтярск, Свердловская область, ул. Калинина, 46
телефон: 8 (343- 97) 6-01-57
Полномочия и функции Учредителя осуществляет Управление образования ГО Дегтярск.
Собственником имущества ДОУ является Администрация ГО Дегтярск.
1.4. Лицензия на право проведения образовательной деятельности:
- бессрочно.
2
II. Оценка качества системы управления ДОУ
2.1. Структура управления ДОУ
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», «Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования» от 17.10.2013г. №1155, «Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования»
Приказ № 1014 от 30.08.2013г., нормативно-правовыми документами Министерства образования и
науки Российской Федерации и Свердловской области, администрации ГО Дегтярск.
В ДОУ разработан пакет документов регламентирующих деятельность: Устав ДОУ,
локальные акты, договоры с родителями, педагогами, обслуживающим персоналом, должностные
инструкции, коллективный договор. Имеющаяся структура системы управления соответствует
Уставу ДОУ и функциональным задачам ДОУ.
Управление в ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления,
обеспечивающих государственно-общественный характер управления.
Формами самоуправления являются: Общее собрание трудового коллектива,
Педагогический совет, Родительский комитет. Порядок выборов в органы самоуправления и их
компетенции определяются Уставом.
Организационно-управленческая структура ДОУ представлена следующей схемой:
Учредители
Заведующая ДОУ
Медикопедагогичес
-кие
совещания
Педагогическ
ий совет
Общее
собрание
трудового
ккоколлектива
Родительс.
комитет
Общее
собрание
родителей
к
Комиссия по
охране труда
Старший воспитатель
Муз.руководитель
Профсоюзный
комитет
Медицинский
работник
Заведующий
хозяйством
Воспитатели
Дети, родители (законные
представители)
Младшие
воспитатели
Обслуживающий
персонал
3
Взаимодействие с другими структурными подразделениями
Выполнение
нормативно-правовых
документов
в
области
дошкольного
Педагогичес
образования.
кий совет
Определение направлений деятельности
ДОУ, обсуждение вопросов содержания,
форм
и
методов
образовательного
процесса.
Принятие образовательной программы
ДОУ.
Обсуждение
вопросов
повышения
квалификации,
переподготовки,
аттестации
педагогов,
обобщению,
распространению,
внедрению
педагогического опыта.
Согласование сметы доходов и расходов,
перечня
услуг,
плана
работы
образовательной
деятельности
по
оказанию ДОУ дополнительных платных
образовательных услуг.
МедикоВзаимодействие специалистов детского
педагогичес сада по вопросам медико-педагогического
кие
сопровождения воспитанников ДОУ.
совещания,
Определение
характера,
взаимодейст продолжительности и эффективности
вие
с развивающей работы с воспитанниками
поликлини- ДОУ.
кой
Заведующий,
старший
воспитатель,
воспитатели,
специалисты
Общее собрание
трудового
коллектива,
медикопедагогические
совещания,
Родительский
комитет
Заведующий,
старший
воспитатель,
воспитатели,
диетсестра,
медицинские
работники.
Педагогический
совет
Комиссия по Разработка планов совместных действий
охране
работодателя, профсоюзного органа по
труда
улучшению условий охраны труда.
Контроль за соблюдением нормативных
актов.
Организация профилактической работы по
безопасности образовательного процесса.
ПрофсоюзПредоставление
защиты
социальноный комитет трудовых прав и профессиональных
интересов членов профсоюза.
Разработка и согласование нормативноправовых
документов
учреждения,
имеющих отношение к выполнению
трудового законодательства.
Контроль за соблюдением и выполнением
законодательства.
Представители
работодателя,
профсоюзного
комитета,
трудового
коллектива
Общее собрание
трудового
коллектива
Профсоюзный
комитет
Члены профсоюза
Общее собрание
трудового
коллектива
Комиссия
по
охране труда
4
Родительский
комитет
Общее
собрание
родителей
Содействие обеспечению оптимальных
условий для организации воспитательнообразовательного процесса.
Координирование деятельности групповых
Родительских комитетов.
Проведение
разъяснительной
и
консультативной работы среди родителей
(законных представителей) детей об их
правах и обязанностях.
Поддерживание общественных инициатив
по совершенствованию и развитию
воспитания
детей, творческий поиск
педагогических работников в организации
опытно-экспериментальной работы.
Рассматривание жалоб и заявлений
родителей (законных представителей) на
действия и бездействия педагогического,
обслуживающего и административного
персонала ДОУ.
Рассматривание
вопросов
создания
здоровых и безопасных условий обучения
и воспитания в ДОУ.
Согласование сметы доходов и расходов,
перечня
услуг,
плана
работы
образовательной
деятельности
по
оказанию ДОУ дополнительных платных
образовательных услуг
Рассмотрение и обсуждение основных
направлений развития ДОУ.
Координация
действий
родительской
общественности
и
педагогического
коллектива по вопросам образования,
воспитания, оздоровления и развития
воспитанников.
Избранные
представители
родительской
общественности
Общее собрание
родителей
Педагогический
совет,
Заведующая
Родители
(законные
представители)
Родительский
комитет
Заведующая
Заместитель
заведующей по
ВМР
2.2.Функционирование внутренней системы оценки качества образования в ДОУ
Мониторинг качества образования, как систематическая и регулярная процедура сбора
информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг проводится в целях развития
системы дошкольного образования, выявления степени соответствия результатов деятельности
ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования своевременного предотвращения
неблагоприятных или критических ситуаций в ДОУ. Принятие управленческих
решений,
основанных на фактах и данных, требует точных данных и способствует своевременному
предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций.
5
В ДОУ динамично функционирует система мониторинга качества образования:
- Качество выполнения учебного плана, образовательной программы;
- Достижения воспитанников. Здоровье и здоровый образ жизни;
- Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды, компетентность
педагогов;
- Культура образовательного учреждения, психологический климат;
- Образовательные ресурсы ДОУ
Работа по проведению мониторинга качества образования (МКО) в ДОУ предполагает:
- наличие стандарта дошкольного образования, норм и требований (исходя из чего
ставились цели и с чем будут сравниваться полученные результаты);
- выработка критериев оценки качества образовательного процесса и показателей,
обеспечивающих формирование целостного представления о его состоянии с точки зрения
соответствия стандартам (нормам);
- сбор данных о качестве образования в ДОУ;
- принятие и исполнение управленческого решения, и оценивание результатов принятых
мер в соответствии с целями, стандартами, нормами.
2.3. Информационно-аналитическое обеспечение управления ДОУ
Обновление управления ДОУ, прежде всего, связывается с формированием системы
информационно – аналитической деятельности как основного инструмента управления,
мониторинга качества образования.
В нашем ДОУ управление осуществляется на информационной основе, заведующая имеет
обязательный объём информации о состоянии и развитии процессов, за которые она отвечает и на
которые призвана оказывать управленческие воздействия.
Для создания целостной системы информационно – аналитической деятельности в ДОУ,
прежде всего, определены содержание, объём, источники (кто сообщает), сформированы потоки
информации и выведены на соответствующие уровни управления.
Эффективность организации и результатов мониторингового процесса в дошкольном учреждении
достигается, когда отслеживание качества происходит на всех уровнях управления ДОУ:
стратегическом, тактическом, оперативном.
Процедуры по управлению качеством всегда предполагают процесс взаимодействия
сотрудников по достижению качества запрограммированного результата, поэтому необходимым
шагом в детском саду стало делегирование полномочий по управлению качеством образования
субъектам управляющей подсистемы ДОУ.
В ДОУ управляющая подсистема представлена коллективным субъектом: заведующая,
старший воспитатель, завхоз, диетсестра. Все они помогают руководителю в управлении ДОУ;
осуществляют опосредованное руководство в соответствии с заданными целями, программой
развития ДОУ и ожидаемыми результатами.
Командный менеджмент в системе ДОУ способствует:
- более успешной работе ДОУ, так как функционирование и развитие зависит от обмена
информацией и от способности людей совместно решать проблемы;
- быстрой адаптации системы ДОУ к изменениям во внешней среде и повышению качества
образовательных услуг;
- повышению эффективности управления на основе умения заведующего работать не с
отдельными личностями, а с группой подчинённых (командой);
- модернизации организационной структуры управления ДОУ;
Командная деятельность по управлению мониторинговыми процедурами, направленными
на изучение качества образовательного процесса, даёт возможность оценить качество образования
6
в дошкольном учреждении, сделать экспертизу качества собственной деятельности и деятельности
подчинённых, наметить «точки роста». Использование полученных мониторинговых данных для
рефлексии и коррекции деятельности способствует профессиональному развитию каждого члена
коллектива образовательного учреждения, что находит своё отражение в повышении
эффективности управления в ДОУ и качества услуг, предоставляемых дошкольным учреждением
населению.
III. Условия осуществления образовательной деятельности
3.1. Оценка качества кадрового обеспечения:
Дошкольное образовательное учреждение педагогическими кадрами и обслуживающим
персоналом укомплектовано полностью.
Общеобразовательный ценз состоит из 9 педагогов:
с высшим педагогическим образованием - 2 человека
средне-специальным образованием - 7 человек
С педагогическим стажем работы:
до 5 лет – 4 педагога
от 10 лет и более - 5 педагогов
Возрастной критерий педагогов составляет:
от 20 до 60 лет - 9 человек - 100 %
Важным моментом в воспитательном взаимодействии является педагогическое мастерство
и квалификация педагогов. Одним из ведущих инструментов оценки педагогической
квалификации в ОУ является аттестация педагогов. Аттестация является, с одной стороны,
стимулом профессионального роста, с другой стороны, служит механизмом обеспечения качества
образовательно-воспитательного процесса.
В ДОУ аттестовано 6 человек:
1 педагог имеет высшую квалификационную категорию;
4 педагогов имеют 1 квалификационную категорию.
Все педагоги прошли курсы повышения квалификации в 2023 году.
В 2023-24 уч. г. планируют пройти аттестацию 2 человека
Уровень квалификации педагогических работников:
№ п/п
Наименование
1
Всего педагогических работников, из них имеют:
9
1.1)
высшую квалификационную категорию
по занимаемой должности
первую квалификационную категорию
по занимаемой должности
Соответствие занимаемой должности
1
без категории
награды, почетные звания
ученую степень, ученое звание
Численность
педагогических
работников,
повысивших квалификацию (курсы повышения
квалификации)
3
0
7
1.2)
1.3)
1.4)
1.5)
1.6)
2
2023г.
4
0
7
Таким образом, профессиональная компетенция педагогического состава ДОУ позволяет
успешно решать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи с учетом современных
требований требованиями ФГОС ДО.
Особые достижения ДОУ за год
Участие в конкурсах и мероприятиях города, на уровне ДОУ и др.
- Всероссийский дистанционный конкурс «Воспитатель года России-2022» - 1 место в
Свердловской области – Мирошникова В.В.;
- Городской конкурс видеороликов по пожарной безопасности «Не шути с огнем» - 2 место;
- Городской конкурс территориальной избирательной комиссии 2023г.
- Проведение праздничного мероприятия, посвященного Дню пожилого человека, октябрь 2023г;
- «Осенние забавы» 2023;
- Всероссийский день бега «Кросс-Нации-2023» - 2 место;
- Благотворительная акция «Щедрый вторник»
- Всероссийская массовая гонка «Лыжня России -2023» – 1,2,3 место;
- Городской спортивный конкурс «Зимние забавы»
- Участие в благотворительной акции «Посылка солдату» февраль, 2023г. (Благодарственное
письмо комитета солдатских матерей);
- Всероссийская акция «Окна Победы», посвященная 9 мая Дню Победы, 2023г.;
- Всероссийская акция «Свеча памяти», 2023г.;
- Конкурс Президиума Ревдинской городской организации Профсоюза работников народного
образования и науки РФ декоративно – прикладное творчество «Весенний букет» 2023г.
- Диплом (I место) «Правовая компетентность педагога» 2023г.;
- Диплом (I место) «Интернет – технологии и компьютер как инструменты современного
образовательного процесса» 2023 г.;
- Диплом (I место) «Правила дорожной безопасности»2023 г.;
- Диплом (I место) «Использование информационно - коммуникационных технологий в
педагогической деятельности» 2023 г.;
- Грамота (1 место в номинации) Фестиваль «Осенние мелодии» - 2023г.
Реализация проектной деятельности
- проект «Правила дорожного движения» 2023г. (Тупицина Н.А.) – Диплом I степени.
- проект «Неделя безопасности» (Братанова Н.А.) – Диплом I степени.
- проект «Масленица!» (Мирошникова В.В.) –Диплом I степени.
- проект по нравственно - патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» (Караваева
В.В.) – Диплом I степени
- проект по окружающему миру «Мой город» (Мирошникова В.В.) – Диплом I степени
- проект «Мы – вместе!» (Мирошникова В.В.) – Диплом I степени
Педагогические советы, семинары, смотры – конкурсы и другие методические мероприятия
проводились по годовому плану работы дошкольного учреждения.
Вывод: по данным мониторинга педагогический коллектив ДОУ стабильный, работоспособный
90% педагогов имеют педагогический стаж свыше 10 лет, высокий профессиональный уровень,
что является важным фактором благоприятно влияющим на качество образования в целом.
Методическое обеспечение способствует развитию творческого потенциала педагогов,
качественному росту профессионального мастерства и успехам в конкурсном движении. Созданы
условия для организации и осуществления повышения квалификации педагогов: 1 раз в 3 года
прохождению курсов повышения квалификации, участия в городских методических
объединениях, получение консультативной помощи, методической поддержки, содействия
выполнению программ развития дошкольного образования.
8
В ДОУ в полной мере удовлетворены информационные, учебно-методические
образовательные потребности педагогов. 100% педагогов получают своевременную методическую
помощь в организации образовательного процесса. Однако проблема заключается не только в
плановом повышении квалификации, но и самообразовании. В этой связи возникла реальная
необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблемы самообразования
и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий для успешной и
эффективной самореализации педагогов.
3.2.Оценка материально-технической базы.
Важным фактором, благоприятно влияющим на качество образования, распространение
современных технологий и методов воспитания, является состояние материально-технической
базы. Создание материально-технических условий ДОУ проходит с учётом действующих
СанПинов 2.4.3648 – 20 «К организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020к. №28
Работа по материально-техническому обеспечению планируется в годовом плане, отражена в
Программе развития ДОУ, Соглашении по охране труда
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ.
Объекты, подвергающиеся
Состояние объектов
Характеристика оснащения объектов
анализу
на начало учебного
года
1
2
3
Здание
детского
сада Состояние
В
здании
2
этажа,
имеется
находится по адресу:
удовлетворительное
центральное отопление, подведены
г.Дегтярск, Свердловская обл.,
вода и канализация.
Полностью
ул. Калинина 16, принадлежит
оснащено
сантехническим
муниципалитету.
оборудованием.
Групповые комнаты
Состояние
В детском саду 4 групповых комнаты.
удовлетворительное
Каждая группа имеет свой вход из
общего коридора
Группы полностью оснащены детской
мебелью в соответствии с возрастом и
требованиям СанПиНов, шкафами для
учебно-методических и раздаточных
материалов, рабочими столами и
стульями для взрослых.
Имеются материалы и оборудование
для
поддержания
санитарного
состояния
групп
Оснащение
предметно-пространственной
развивающей среды соответствует
возрасту детей и ФГОС ДО
Музыкально-спортивный зал
Состояние
Музыкально-спортивный
зал
удовлетворительное
находится на втором этаже и
полностью оборудован спортивным
инвентарем, имеются фортепиано,
музыкальный
центр,
ноутбук,
интерактивная доска, мультимедийная
установка. Программно-методические
материалы соответствуют возрастным
особенностям, учитывают состояние
9
Методический кабинет
Состояние
удовлетворительное
Пищеблок
Состояние
удовлетворительное
Медицинский кабинет
Состояние
удовлетворительное
Кабинет заведующей ДОУ
Состояние
удовлетворительное
Участки для каждой группы
Состояние
удовлетворительное
здоровья
детей,
индивидуальные
особенности, подбираются с учетом
ФГОС ДО.
Имеется
паспорт
музыкальноспортивного зала.
Методический кабинет находится на
втором
этаже
и
полностью
оборудован. Имеются библиотека
методической
литературы
и
периодических
изданий,
2
компьютера,
2
принтера,
демонстрационные материалы.
Имеется мультимедийная установка,
интерактивная доска.
Имеется
паспорт
методического
кабинета.
Находится
не
первом
этаже.
Полностью оборудован инвентарем и
посудой. Имеется электроплита, 2
духовых шкафа, электромясорубка,
водонагреватель, кипятильный бачок,
холодильное оборудование и т.д.
Медицинский кабинет
( кабинет, изолятор с процедурной,
собственный туалет), находится на
первом
этаже
и
полностью
оборудован необходимым инвентарем
и медикаментами. Ноутбук. Имеются
бактерицидный облучатель, ростомер,
напольные весы. Имеется паспорт
медицинского кабинета.
Кабинет находится на первом этаже и
полностью
оборудован.
Имеется
стенка с нормативными документами
ДОУ, методической, специальной
литературой.
В наличии экран
видеонаблюдения,
телефон, факс,
письменный стол, стулья, компьютер,
принтер.
На территории ДОУ оборудовано 4
участка с 4 верандами. На всех
участках
имеются
зеленые
насаждения,
разбиты
цветники,
игровое оборудование – 4 качели, 2
горки, 4 песочницы, лавочки, столы и
лавочки, машина, ракета, бревенчатая
дорожка, шведская стенка, лесенка,
паутинки и горка-радуга для лазания,
турник, декоративные постройки, в
соответствии
с
возрастом
и
требованиями СанПиНов.
10
Физкультурная площадка
Состояние
удовлетворительное
Спортивная
площадка
имеет
шведскую стенку, баскетбольные
кольца, в соответствии с возрастом и
требованиями СанПиНов. Имеется
разметка по правилам дорожного
движения (перекрестки).
Оборудование используется рационально, ведётся учёт материальных ценностей, приказом по
ДОУ назначены ответственные лица за сохранность имущества. Вопросы по материальнотехническому обеспечению рассматриваются на планёрках, административных совещаниях,
совещаниях по охране труда.
Площадь на одного воспитанника соответствует лицензионному нормативу. Здание, территория
ДОУ соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям
пожарной и электробезопасности, нормам охраны труда. Проведена работа по соответствию
условий труда.
В ДОУ созданы условия для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления
пищи, для организации качественного питания в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами.
Необходимо провести реконструкцию медицинского кабинета с учётом современных
требований к оборудованию и отделки в соответствии с СанПиН для безвозмездной передачи его
в ведомство городской больницы. А также требуется пополнение предметно-пространственной
среды в групповых помещениях в соответствии с ФГОС ДО.
Вывод: Материально-техническая база ДОУ находится в удовлетворительном состоянии. Для
повышения качества предоставляемых услуг необходимо провести выявленные ремонтные
работы, пополнить предметно-пространственную среду групп ДОУ развивающими модулями и
игрушками. Провести необходимые мероприятия по передаче медицинского кабинета в
безвозмездное пользование в городскую больницу.
3.3.Оценка учебно-методического обеспечения.
Учебно-методическое, обеспечение в учреждении соответствует требованиям реализуемой
образовательной программы, обеспечивает образовательную деятельность, присмотр и уход. В
ДОУ созданы условия обеспечивающие повышение мотивации участников образовательного
процесса на личностное саморазвитие, самореализацию, самостоятельную творческую
деятельность. Педагоги имеют возможность пользоваться как фондом учебно-методической
литературы, так и электронно-образовательными ресурсами. Методическое обеспечение
способствует развитию творческого потенциала педагогов, качественному росту профмастерства и
успехам в конкурсном движении. Созданы условия для организации и осуществления повышения
квалификации педагогов: 1 раз в 3 года прохождение курсов повышения квалификации, участие в
городских методических объединениях, оказание консультативной помощи, методической
поддержки, содействие выполнению программ развития дошкольного образования. В ДОУ в
полной мере удовлетворены информационные, учебно-методические образовательные
потребности педагогов. 100% педагогов получают своевременную методическую помощь в
организации образовательного процесса.
В ДОУ создана безопасная развивающая предметно-пространственная среда. Предметнопространственная организация помещений создаёт комфортные условия, способствующие
социализации и индивидуализации детей, эмоциональному благополучию. Групповые помещения
имеют все необходимые центры развития ребёнка с учётом интеграции образовательных областей,
гендерного подхода. В группах соблюдены принципы построения развивающей предметнопространственной среды: информативности, вариативности,
полифункциональности,
11
педагогической целесообразности,
трансформируемости, безопасности. Игры, игрушки,
дидактический материал, издательская продукция соответствует общим закономерностям
развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Материалы и оборудование в группах используется
с учётом принципа интеграции образовательных областей: использование материалов и
оборудования одной образовательной области в ходе реализации других областей. Имеется
оборудование для всех видов детской деятельности: игровой, продуктивной, познавательноисследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной, восприятие
художественной литературы, двигательной.
В ДОУ созданы безопасные условия для организации образовательной деятельности
воспитанников и их физического развития: игровое оборудование имеет сертификаты качества,
отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим
и эстетическим требованиям, требованиям безопасности, не менее двух раз в год проводится
ревизия спортивного оборудования в физкультурном зале и на спортивной площадке.
Вывод: В ДОУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного
процесса. Но требования к учебно-методическому обеспечению выполнены только частично. Так,
при подборе оборудования и определении его количества не учитывается количество
воспитанников в группах, недостаточно учитывается гендерная специфика материала для девочек
и мальчиков. Обеспеченность
дидактическими пособиями, методическим материалом,
развивающими играми, игрушками и игровыми предметами в соответствии с ФГОС ДО
составляет 75 %. При этом, важно создать среду смыслообразующую, с элементами
трансформации (видоизменения).
Необходимо пополнить предметно-пространственную
развивающую образовательную среду оборудованием, играми, игрушками, дидактическими
пособиями в соответствии с Примерным перечнем игрового оборудования для учебнометодического обеспечения дошкольных образовательных учреждений, в том числе с помощью
привлечения внебюджетных финансовых средств.
3.4. Информационно-методическое обеспечение:
В ДОУ имеются квалифицированные кадры, организующие информационное обеспечение,
позволяющее в электронной форме:
- управлять образовательным процессом,
- создавать и редактировать электронные таблицы, тексты, презентации,
- использовать образовательные ресурсы, проводить мониторинг и фиксировать ход
воспитательно-образовательного процесса и результатов освоения основной общеобразовательной
программы дошкольного образования,
- осуществлять взаимодействие ДОУ с органами, осуществляющими управление в сфере
образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.
Имеются средства обучения: мультимедийная установка, экран, телевизор, DVD,
музыкальные центры, 4 магнитофона, колонки. Оборудование доступно и удобно для организации
работы с детьми.
Педагоги имеют возможность осуществлять взаимодействие с родителями по адресу
электронной почты или персонального сайта ДОУ.
Вывод: положительная динамика выполнения требований к информационному обеспечению
существует, но она недостаточна для того, чтобы говорить об эффективности. В ДОУ есть Wi Fi,
мультимедийная установка. Выполнение требований к информационному обеспечению сегодня
должно быть на более высоком уровне на группах нет ноутбуков, не осуществляется сетевое
взаимодействие между участниками образовательного процесса.
3.5. Медико-социальное обеспечение
Медицинское обслуживание в ДОУ осуществляет Муниципальное учреждение
здравоохранение «Детская городская поликлиника» на основании договора (Договор), а также
12
диетсестра ДОУ. Медицинский персонал, диетсестра, наряду с администрацией ДОУ несёт
ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебнопрофилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима, качества
питания. Медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей медицинского персонала
оказываются бесплатно.
Структура, количество групп, количество мест и воспитанников
Группы
Возраст
Количество детей
Группа – раннего возраста
Группа – младшая
Группа – средне-старшая
Группа - подготовительная
1,5 - 3
3-4
4– 6
6–7
15
15
19
20
Количество и соотношение возрастных групп определяется исходя из
предельной
наполняемости и гигиенического норматива площади на одного ребёнка в соответствии с
требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Персонал ДОУ проходит профилактические осмотры по графику.
Организация питания в ДОУ соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и
нормативам. Перечень локальных актов организации питания в ДОУ:
Положение об организации питания детей в МБДОУ;
Положение бракеражной комиссии МБДОУ «Детский сад № 38»
Положение об Общественной комиссии пот контролю за организацией питания в МБДОУ;
Положение об административном контроле организации и качестве питания в МБДОУ.
План работы по организации питания детей дошкольного возраста.
В ДОУ организовано 3-х разовое питание, необходимое для их нормального роста и развития:
При составлении рациона ребенка учитывается возраст, уровень физического развития,
физиологическая потребность в основных пищевых веществах и энергии, состояние здоровья.
Рацион питания разнообразный, включает в повседневный рацион все основные группы
продуктов. Есть 10-дневное меню, технологические карты приготовления пищи.
Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение
санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи. В
целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока
строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правил
личной гигиены. Группы обеспечены соответствующей посудой, удобной мебелью . Воспитатели
приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи.
Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой
продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи,
правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляется
администрацией, диетсестрой ДОУ и комиссией по контролю за организацией и качеством
питания в ДОУ. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы.
Таким образом, детям обеспечено полноценное сбалансированное питание. При составлении
меню-требования зав. производством руководствуется разработанным и утвержденным 10дневным меню (осень - зима, весна- лето), технологическими картами с рецептурами и порядком
приготовления блюд с учетом времени года. Один раз в десять дней диетсестра контролирует
выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на одного ребенка и при необходимости
проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по
итогам накопительной ведомости проводится один раз в месяц, подсчитывается калорийность
(количество белков, жиров, углеводов.)
13
Охват детей профилактическими оздоровительными мероприятиями составляет 100%,
посещаемость составляет 80%.
Динамика состояния здоровья детей
Мониторинг заболеваемости и физического развития детей
Распределение детей по группам здоровья.
Группы здоровья
2022г.
2023г.
Чел.
%
Чел.
Д1
51
73%
50
Д2
10
14%
13
Д3
9
13%
6
Данные по заболеваемости детей.
Заболевание
2023 г.
2022г.
всего
Всего случаев
84
Ранний
возраст
10
Старший
возраст
64
всего
%
72%
19%
9%
86
Ранний
возраст
7
Старший
возраст
79
Заболевания
верхних
дыхательных
путей
Дизентерия
Заболевания
нижних
дыхательных
путей
Пневмония
2
–
2
67
6
61
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
4
–
4
1
1
–
-
-
-
–
–
–
Другие
заболевания
12
4
8
18
5
13
Пропуски по болезни.
год
всего
Ранний
возраст
Старший
возраст
163
Пропущено 1
ребёнком в год
ранний возраст
15,1
320
Пропущено 1
ребёнком в год
старший возраст
4,1
2022г.
483
2023 г.
422
156
22,3
266
3,8
Выполнение плана по профилактическим прививкам.
Года
20222023г.
Количество детей
С 3 до 7 лет
От 1,8 до 3 лет
70
8
План
Выполнение
%
100%
68
83%
14
Анализ заболеваемости показал, что в детский сад поступают дети с первой группой
здоровья, но есть и дети со второй и третьей группами здоровья. Только к подготовительной
группе вследствие целенаправленной, систематической работы педагогам удаётся исправить
положение: уменьшить показатели по заболеваемости, увеличить показатели по физическому
развитию.
Значительное снижение заболеваемости детей в ДОУ затруднено в связи с экологическими
условиями, увеличением количества детей с хроническими заболеваниями, с соматической
ослабленностью, увеличением количества малообеспеченных семей, не имеющих возможностей
создания условий для гармоничного развития здоровья детей.
Вывод: В ДОУ имеется база данных о состоянии здоровья, индивидуальных
психофизиологических особенностях детей, содержащая сравнительный анализ состояния
здоровья детей за последние 5 лет, которая позволяет своевременно и квалифицированно
осуществлять профилактическую и планировать оздоровительную работу. Положительная
динамика наблюдается, но вероятность снижения показателей остается актуальной.
3.6. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся
Воспитательно – образовательная деятельность в 2023 году была направлен на реализацию
ООП МБДОУ «Детский сад № 38». Работа строилась по пяти образовательным областям в
соответствии с ФГОС ДО: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие». Целью Образовательной программы дошкольного образования является
разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа,
исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего,
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Для достижения цели Программы решаются следующие задачи:
- способствовать обеспечению единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России;
- создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления
опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета
возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с
учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
15
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
В середине и в конце учебного года в группах проводится педагогическая диагностика
освоения воспитанниками ОП ДО. Разработанные и утвержденные программно-диагностический
материалы позволяют обеспечить четкий и оперативный сбор данных о состоянии и результатах
процессов воспитания и обучения, о качестве управления ими, об их направленности на раскрытие
потенциальных возможностей детей. Результаты педагогической диагностики, были использованы
для индивидуализации образования (построения индивидуальной образовательной траектории
ребенка), а также для оптимизации работы с группой детей. Оценка индивидуального развития
детей производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста), лежащей в основе дальнейшего
планирования образовательной деятельности. Анализ мониторинга освоения образовательной
программы воспитанниками в 2023 году отражает положительную динамику развития детей.
Присутствует положительная динамика развития детей, которая достигнута благодаря
использованию в работе методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных
интересов детей, созданию проблемно-поисковых ситуаций и обогащению предметноразвивающей среды. Недостаточный процент освоения ООП ДО обусловлен низкой
посещаемостью часто болеющих детей. Опираясь на данные показатели педагогической
диагностики, хочется отметить, что воспитательно-образовательные задачи реализуются успешно,
осуществляется всестороннее и полноценное развитие дошкольников. Результаты педагогического
анализа показывают преобладание детей с готовностью к школе (12 человек), условной
готовностью (4 человек), что говорит о результативности образовательной деятельности в
освоении ООП ДО детьми.
Вывод: в каждой возрастной группе прослеживается положительная динамика детского
развития воспитанников: к концу учебного года значительное повышение количества детей с
оптимальным и высоким уровнем развития. С детьми, имеющими низкие показатели освоения
некоторых разделов программы, необходимо шире использовать индивидуальную работу. Для
таких детей разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
3.6.1. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования
В Детском саду утверждено положение о внутренней системе оценки качества образования
от 29.10.2022. Мониторинг качества образовательной деятельности в 2022 году показал хорошую
работу педагогического коллектива по всем показателям даже с учетом некоторых
организационных сбоев, вызванных применением дистанционных технологий.
Состояние здоровья и физического развития воспитанников удовлетворительные. 97 процентов
детей успешно освоили образовательную программу дошкольного образования в своей возрастной
группе. Воспитанники подготовительных групп (большая часть) показали хорошие и высокие
показатели готовности к школьному обучению. В течение года воспитанники Детского сада
успешно участвовали в конкурсах и мероприятиях различного уровня.
В период с июля по август 2022 г родители участвовали в анкетировании «Независимая оценка
качества условий оказания услуг образовательной» (47% родителей), получены следующие
результаты:
Анкетирование родителей показало удовлетворенность качеством предоставляемых услуг.
С октября по ноябрь 2022 г. Детский сад проходил региональный Мониторинг качества
дошкольного образования 2022 с использованием инструментария МКДО для детей от 0-7 лет.
Результаты МКДО (оценка ОО в целом):
16
- образовательные ориентиры - 3 балла
- образовательные условия – 2.75 б
- информационное обеспечение – 3 б
- финансовые условия – 3 б
- материально-технические условия – 2,82 б.
- условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидами – 3 б
- здоровье и повседневный уход – 3 б
- безопасность – 3,13 б
- управление и развитие 3 б
Оценка образовательной организации в целом – 2.99 б
Таким образом, можно сделать вывод: Основная цель и задачи развития дошкольной
образовательной организации соответствуют запросу родительской общественности, где
реализуются право каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование.
Эффективное и планомерное использование всех имеющихся образовательных ресурсов дает
право с уверенностью утверждать, что при достижении ожидаемых результатов реализации
образовательной программы учреждения педагогическую деятельность педагогов и достижения
воспитанников признать удовлетворительной.
3.6.2.Особенности образовательного процесса.
Дошкольное образовательное учреждение работает по Образовательной программе МБДОУ
«Детский сад №38», внедряемой с 01 сентября 2023 года.
Организация непрерывной образовательной деятельности
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно
образовательной деятельности не превышает 10 мин. Образовательная деятельность
осуществляется в первую и во вторую половину дня (по 10 минут). Продолжительность
непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 2 лет до 3 лет – не
более 10 минут, для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20
минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и
средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45
минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную
образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами
непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с
детьми старшего дошкольного возраста также осуществляется во второй половине дня после
дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине
образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики
утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия, ритмика и т.п. Воспитателю
предоставляется право варьировать место образовательной деятельности в педагогическом
процессе, интегрировать содержание различных видов образовательной деятельности в
зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном
процессе. Образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла
занимает не менее 50% общего времени, отведенного на образовательную деятельность.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой
работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями.
Организация образовательной деятельности в режимных моментах
При осуществлении режимных моментов в учреждении педагогами учитываются
индивидуальные особенности детей (длительность сна, темп деятельности и т. д.). К
режимным моментам относятся: утренний прием, прием пищи, прогулка, дневной сон.
17
Достижение положительных результатов зависит от правильной организации образовательного
процесса. Особое внимание уделяется соблюдению гигиенических условий:
помещение должно быть проветрено, в нем должна быть проведена влажная уборка;
при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны;
оборудование, инструменты и материалы, их размещение должны отвечать педагогическим,
гигиеническим и эстетическим требованиям.
Время, определяемое для образовательной деятельности в режимных моментах,
соответствует установленным нормам, использоваться полноценно. Большое значение имеет
организация групповых и подгрупповых форм работы с детьми, с обязательным игровым
привлечением детского внимания, постановкой проблемы перед детьми или творческой задачи,
совместное решение о способах ее выполнения.
В ходе реализации задач образовательной деятельности привлекаются к активному участию в
работе все дети, учитывая их индивидуальные особенности, формируются у детей навыки
организованной деятельности, развивается способность оценивать и контролировать свои
действия. Любая образовательная ситуация используется для развития у детей доброжелательного
отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.
Ежедневная организация жизни и деятельности детей дошкольного возраста:
соответствует функциональным возможностям ребенка, их возрасту и состоянию здоровья;
обеспечивает баланс между разными видами активности детей (интеллектуальной, физической и
др.), их чередование;
организация гибкого режима пребывания детей в детском саду.
План образовательной деятельности составляется в соответствии требованиями СанПиН.
Режим в детском саду строится с таким расчетом, чтобы длительные прогулки, шумные игры
заканчивались примерно за полчаса до еды. Это время используется для спокойных игр и занятий.
Перед приемом пищи дети тщательно моют руки, а если нужно, и лицо, после приёма пищи дети
полощут рот водой. Количество времени, отведенное на игры, занятия, прогулки, а также
чередование различных видов деятельности не меняются. После игр и занятий, требующих
значительного умственного и волевого напряжения, относительной неподвижности, детям нужна
деятельность подвижного характера, не связанная с большими усилиями. После энергичных
движений, сильного возбуждения отдыхом для детей - спокойные игры.
Для эффективного решения программных задач в режиме дня выделено специальное время для
чтения детям книг. Это не является обязательным элементом режима дня, и чтение может быть
замещено самостоятельной деятельностью детей. Детям предоставляется свободный выбор ─
слушать, либо заниматься другим делом, т.к. часто дети, играя рядом с воспитателем, незаметно
для себя, увлекаются процессом слушания.
Основные формы организации образовательного процесса для детей, посещающих детский сад:
совместная деятельность педагогического работника и воспитанников в рамках организованной
образовательной деятельности по освоению ООП ДО;
самостоятельная деятельность воспитанников под наблюдением педагогического работника.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному
развитию.
Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет
5,5-6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Прием детей
Прием детей, впервые поступающих в МБДОУ «Детский сад № 38» , осуществляется на
основании медицинского заключения.
Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями, детей раннего возраста
осматривает медицинский работник, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.
По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится
термометрия.
Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в учреждение не
принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно
18
размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в
лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.
После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных
и праздничных дней) детей принимают только при наличии справки с указанием диагноза,
длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.
Дневной сон
Перед сном не проводятся подвижные эмоциональные игры, закаливающие процедуры. Во
время сна детей воспитателя (или его помощника) присутствуют в спальне обязательно.
Полноценный сон детей является одним из важнейших факторов их психофизиологического
благополучия и профилактики детских неврозов.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часа, из
которых 2,0-2,5 часов отводится дневному сну.
При организации сна учитываются следующие правила:
1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры
исключаются за 30 минут до сна.
2. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3о С.
3. Во время сна детей присутствие воспитателя (младшего воспитателя) в спальне обязательно.
4. Не допускать хранения в спальне лекарств и дезинфицирующих растворов.
5. При подъеме детей применяется дифференцированный подъем.
6. Дети с трудным засыпанием и чутким сном укладываются первыми и поднимаются
последними.
Для обеспечения благоприятного сна детей педагоги проводят беседы о значении сна, об
основных гигиенических нормах и правилах сна.
Спокойный сон ребенка обеспечивается благоприятными гигиеническими условиями его
организации:
игровая, занимательная мотивация на отдых, отсутствие посторонних шумов;
спокойная деятельность перед сном;
проветренное помещение спальной комнаты;
минимум одежды на ребенке;
спокойное поглаживание, легкая, успокаивающая улыбка, укрывание детей педагогом;
чтение произведений художественной литературы перед сном, любимых произведений или
спокойная классическая музыка по выбору детей;
постепенный подъем: предоставление возможности детям полежать после пробуждения в
постели несколько минут;
«ленивая» гимнастика после сна.
После дневного сна детей поднимают постепенно. Тех, которые засыпают позже других
(слабых или перенесших заболевание), поднимают последними, дают им возможность поспать
подольше, но и не задерживают в постели больше положенного времени.
Прогулка
Продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки
определяется в МБДОУ «Детский сад № 38» в зависимости от климатических условий. При
температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки
сокращается. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во
вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. Ведущее место на
прогулке отводится играм, преимущественно подвижным.
Прогулка состоит из следующих частей:
наблюдение,
подвижные игры,
труд в природе,
самостоятельная игровая деятельность детей,
индивидуальная работа с детьми по развитию физических, интеллектуальных, личностных,
нравственных, эстетических качеств.
19
Питание
В учреждении организовано трёхразовое питание, в соответствии с основными требованиями к
питанию ребёнка-дошкольника, в соответствии с 10-дневным меню, с соблюдением основных
принципов организации питания. В процессе организации питания решаются задачи гигиены и
правил питания:
мыть руки перед едой;
класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать;
рот и руки вытирать бумажной салфеткой;
после окончания еды полоскать рот.
Для того чтобы дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми необходимыми
приборами: тарелкой, чашкой, вилкой, столовой и чайной ложками. На середину стола ставятся
бумажные салфетки, хлеб в хлебнице. В организации питания принимают участие дежурные –
воспитанники старшего дошкольного возраста. Учитывается и уровень самостоятельности детей.
Работа дежурных сочетается с работой каждого ребенка: дети сами могут убирать за собой
тарелки, а салфетки собирают дежурные. Огромное значение в работе с детьми имеет пример
взрослого. Исходя из этого, предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника
учреждения.
Контроль за организацией питания осуществляет заведующая, заведующая хозяйством,
медицинская сестра. Постоянно, не зависимо от сезона, в рацион детей включены блюда из мяса,
рыбы, яиц, творога, молока, сыра, своевременно поставляются фрукты и овощи. Выдача готовой
пищи проводится только после снятия пробы, и записи в бракеражном журнале готовых блюд с
разрешением на их выдачу. Ежедневно оставляется суточная проба готовой продукции отбор и
хранение суточных проб находится под постоянным контролем медицинской сестры.
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Ежегодной приоритетной задачей детского сада является создание условий для охраны жизни и
укрепления здоровья детей. Для её решения проводится систематическая планомерная работа.
Педагогами использовались различные средства физического воспитания в комплексе:
рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни) и движение (утренняя
гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия). Это
отражено в направлениях деятельности детского сада, а также ежегодно отражается в годовых
задачах.
Закаливающие мероприятия осуществляются в зависимости от сезона и погоды. В группах
проводятся воздушное закаливание, ходьба по массажной (ребристой) дорожке, используются
различные формы проведения гимнастики (с традиционным комплексом упражнений,
танцевально-ритмические упражнения и подвижные игры). В теплый и в летний период утренняя
гимнастика и физкультурные занятия проводятся на открытом воздухе.
В сетку занятий каждой возрастной группы включены 3 физкультурных занятия. Для детей
старшего дошкольного возраста одно из занятий проводится на улице (если позволяют погодные
условия). В младших группах на занятиях используются занимательные сюжеты, игровые
ситуации, присутствие сказочных героев, знакомых детям, для повышения работоспособности и
для развития интереса к физической культуре и спорту. Все мероприятия распределяются по
месяцам в перспективном плане с соблюдением последовательности и систематичности в
физкультурной работе.
Уделяется внимание профилактике переутомления детей, проводятся физминутки, «минутки
тишины», пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, бодрящая гимнастика (после дневного
сна), соблюдается дифференцированная нагрузка на физкультурных занятиях.
Для занятий физкультурой созданы условия в детском саду. Дети старшего дошкольного
возраста с февраля ходят на лыжах по лыжне на территории детского сада.
Для обеспечения баланса между непосредственно образовательной и свободной деятельностью
дошкольников соблюдается режим дня, учитывающий функциональные возможности и
возрастные особенности детей, состояние их здоровья. Целесообразное сочетание и чередование
20
разных видов деятельности (умственной, физической, игровой и др.) способствуют сохранению
работоспособности детей, предохраняют детский организм от переутомления.
Продумано участие детей старшего дошкольного возраста в спортивных мероприятиях
различного уровня: летняя и зимняя спартакиады, забеги, посвященные праздничным датам 23
Февраля и Дню Победы, «Кросс нации», «Лыжня России», «Веселые старты», и др.
Подтверждением результативности данных мероприятий служат дипломы и грамоты, кубки,
фотоотчеты, а также отзывы родителей (законных представителей).
Прослеживается
положительная
динамика
уровня
физической
подготовленности
дошкольников. В целом работу по обеспечению благоприятных условий для сохранения и
укрепления психофизического здоровья детей, формированию у дошкольников привычки к
здоровому образу жизни, сознательного отношения к своему здоровью можно признать
удовлетворительной. Сложившаяся система работы дает положительные результаты.
С целью определения эффективности образовательной деятельности дошкольного
учреждения за 2023 год, выявления возникших проблем в работе, а также для определения
дальнейших перспектив развития ДОУ был проведено самообследование выполнения
поставленных задач по основным разделам:
I. Совершенствование методической работы в ДОУ, направленной на профессиональный рост
педагогов в соответствии с ФГОС
II. Укрепление здоровья детей и развитие основных движений путем оптимизации двигательной
активности, а также внедряя здоровьесберегающие технологии.
III. Повышение уровня воспитательного потенциала образовательного процесса.
IV. Развитие предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС.
V. Взаимодействие с родителями воспитанников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38» – это
отдельно стоящее здание, внутри жилого комплекса, окруженного лиственными деревьями.
Достаточно удален от главной дороги. Территория детского сада озеленена, имеются травяные
газоны, спортивная площадка. У каждой возрастной группы свой оборудованный участок.
МБДОУ «Детский сад № 38» осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а так же
следующими нормативно-правовыми и локальными документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
- СанПин 2.4.3648 – 20 «К организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» утверждены (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020к. №28 г.Москва);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
– Уставом МБДОУ «Детский сад № 38»
– Лицензией на право ведения образовательной деятельности.
В целом, задачи годового плана выполнены, в результате чего повысилось качество
образовательного процесса. Как всегда на высоком уровне велась работа в плане оформления
наглядной информации для родителей. Яркие, красочные, со вкусом оформленные стенды и
папки-передвижки привлекают внимание родителей и оказывают немаловажное значение в их
педагогическом просвещении и компетентности.
Совместно с МАОУ СОШ № 30 ежегодно проходят совместные педагогические советы,
родительские конференции будущих первоклассников с участием учителей начальных классов и
показом открытых занятий. В МАОУ СОШ № 30 им. 10-го гвардейского УДТК, постоянно
посещают наши воспитанники музей Боевой славы, где ведется работа по патриотическому
воспитанию детей.
21
Для воспитанников старшего возраста в городской детской библиотеке, в читальном зале
проходили тематические встречи в соответствии с задачами годового плана.
Наши воспитанники являются постоянными участниками различных городских
тематических мероприятий, проводимыми во Дворце культуры, спортивной школе. Таким
образом, взаимодействие МБДОУ с учреждениями социума позволяет решать проблемы
всестороннего непрерывного развития личности ребенка, вести непрерывную работу по
укреплению физического и психического здоровья воспитанников, а также стимулировать
непрерывное профессиональное развитие педагогов.
Участие ДОУ во всех городских мероприятиях позволяет ближе узнать деятельность нашего
детского сада и повлиять на его рейтинг.
3.6.3. Анализ методической работы в ДОУ.
Цель анализа: определить уровень продуктивности методической работы, её роль в
процессе включения педагогического коллектива в режим развития.
Цель педагогической деятельности на 2023-2024уч. год:
Построение работы МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Целью Образовательной программы дошкольного образования является разностороннее
развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и
национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего,
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов
Задачи:
- способствовать обеспечению единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России;
- создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления
опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета
возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с
учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
22
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
- Продолжить работу по обновлению предметно-пространственной среды, способствующей
развитию активности ребенка в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Реализация этих задач осуществлялась через следующие формы методической работы:
- педсоветы (разные виды)
- семинары-практикумы
- коллективные открытые просмотры педагогической деятельности
- методические часы и выставки
- деловые игры
- тренинги
- работа над групповыми проектами
- анкетирование
- решение проблемных задач и практических ситуаций
- тестирование
- работа творческих групп
- конкурсы различного уровня
- аттестация.
Педсоветы и мероприятия (консультации, смотры- конкурсы, творческие недели, тематический
контроль), позволяли провести подробный анализ ситуации развития предложенных направлений,
выявить проблемы, провести коррекцию.
Для решения годовых задач было намечено и проведено пять педагогических советов.
Всё больше педагогов нашего ДОУ постигают новые формы самообразования – участвуют в
конкурсах; в сетевом взаимодействии, в рамках профессиональных сообществ, на различных
сайтах. В рамках введения ФГОС возникла реальная необходимость в применении качественно
новых подходов к решению проблемы самообразования и совершенствованию системы мер,
направленных на создание условий для успешного и эффективного самообразования каждого
педагога.
Учитывая это, необходимо в 2024 учебном году запланировать повышение профессионального
уровня педагогов через конкурсы различного уровня, обучения на курсах повышения
квалификации и через самообразование.
3.6.4. Содержание и качество подготовки выпускников
Организация образовательного процесса в ДОУ осуществляется в соответствии с годовым
планированием, с основной общеобразовательной программой – образовательной программой
МБДОУ «Детский сад №38» на основе ФГОС ДО и учебным планом непосредственно
образовательной деятельности.
Количество и продолжительность непосредственно
образовательной деятельности, включая дополнительное образование, устанавливаются в
соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами и требованиями. Целесообразное
использование
новых педагогических технологий (здоровьесберегающие, информационнокоммуникативные, технологии деятельностного типа) позволило повысить уровень освоения
детьми образовательной программы ДОУ.
Образовательная программа (далее Программа) приведена в соответствие с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утверждены Приказом
Минобрнауки РФ № 1155 от 17.09.2013). Реализация общеобразовательной программы
обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное
развитие (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ФГОС ДО), равные возможности для всех детей на
дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе. Согласно требованиям
23
ФГОС ДО результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров,
которые представляют собой возрастной портрет ребенка на конец раннего и конец дошкольного
детства. Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том
числе и виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников
Оценку особенностей развития детей и усвоения ими программы проводит воспитатель группы в
рамках педагогической диагностики.
По результатам педагогической диагностики дети показали положительный результат
усвоения программного материала – 90 %. Такие результаты достигнуты благодаря
использованию в работе методов, способствующих развитию самостоятельности, познавательных
интересов детей, созданию проблемно-поисковых ситуаций.
Вывод: В результате освоения программного материала у воспитанников формируется
устойчивый интерес к познавательной деятельности. Сложившаяся оздоровительнопрофилактическая работа способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию
мотивации на здоровый образ жизни. Большинство родителей удовлетворяет качество
образования в ДОУ.
Таким образом, в
ДОУ созданы условия для реализации гарантированного права
гражданам Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного
образования, обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотр, уход и
оздоровление детей.
3.7. Финансовая деятельность.
Источником финансирования являются: бюджетные средства согласно субсидии на
использование муниципального задания.
ДОУ представляет информацию о своей деятельности, в том числе в виде отчетов, органам
государственной статистики и налоговым органам, общественности, учредителю собственнику и
другим органам (лицам) в соответствии с законодательством Российской Федерации и
муниципальными правовыми актами города Дегтярска.
Бухгалтерский учет, отчетность и финансовый контроль в ДОУ ведется заведующей и главным
бухгалтером ЦБ ГО Дегтярск.
IV. Выводы и перспективы развития.
4.1. Учитывая результаты самообследования деятельности МБДОУ «Детский сад № 38» за
2023 год, можно сделать следующие выводы:
- совершенствуется образовательная деятельность, созданы условия для развития детей
- наряду с базовым образованием в детском саду осуществляется дополнительное образование
через внедрение кружковой работы. Педагоги ДОУ принимают активное участие в конкурсах
различного уровня, обобщают и распространяют свой педагогический опыт, обучаются в учебных
заведениях и проходят курсы повышения квалификации, педагоги осваивают современные
педагогические технологии и инновационные формы работы с детьми и родителями, что говорит
об эффективности проводимой методической работы.
- детский сад взаимодействует с социальными институтами города, что способствует
значительному повышению уровня социального развития детей, расширению их круга общения,
повышает его рейтинг.
- прослеживается уменьшение уровня общей заболеваемости за счёт проведения лечебнопрофилактических мероприятий
Проблемы:
- материальная база ДОУ частично соответствует современным и безопасным требованиям
(здание нуждается в капитальном ремонте).
- не в полной мере используются на практике современные образовательные технологии
развивающего образования.
- недостаточное участие родительской общественности в управлении учреждением.
24
- недостаточное внимание уделяется организации совместных спортивных мероприятий с
родителями группы раннего возраста, воспитанников младших и средних возрастных групп.
4.2. Перспективы развития на 2024 учебный год:
1. Создавать необходимые условия для дальнейшего осуществления воспитательнообразовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
2. Запланировать повышение профессионального уровня педагогов в процессе самообразования,
обучения на курсах повышения квалификации .
3. Уделить особое внимание планированию и содержанию работы детей подготовительной
группы, подготовить и провести семинар для педагогов и родителей «Основа преемственности
дошкольного и начального общего образования с учетом с ФГОС ДО и ФОП ДО с участием
учителей начальной школы.
4. Усилить методическую поддержку педагогам в системном использовании в практике
современных педагогических технологий развивающего образования.
5. Развивать единую информационную среду детского сада.
6. Осуществлять целостный подход к укреплению здоровья детей, обеспечивать их психическое
благополучие
Исходя из анализа условий и потребностей МБДОУ «Детский сад № 38» и социума для
совершенствования педагогического процесса основной целью считать следующее:
Цель:
Проектирование образовательного пространства ДОУ, повышение уровня профессиональной
компетентности педагогов, их мотивации на самосовершенствование в условиях с ФГОС ДО и
ФОП ДО..
Задачи:
- обеспечить развитие кадрового потенциала, через использование активных форм
методической работы: самообразование, сетевое взаимодействие, мастер-классы, обучающие
семинары, открытые просмотры, «Творческая группа»
- повышение квалификации на курсах.
- активное участие педагогов в конкурсах различной направленности
- организация НОД с точки зрения баланса обучения и развития (новый взгляд на занятие)
4.3. Использовать ИКТ во взаимодействии ДОУ и семьи в интересах развития ребенка:
- продолжать ведение официального сайта МБДОУ, в ВК и персональных сайтов
педагогов;